BERLIN BIENNALE №1
когда лес в выходные - самое мечтаемое и все же легко спугиваемое путешествие: чуть дождь и никакого леса, приходится узнать, что делают соседи по субботам - музыку дентальных кабинетов - мой вынужденный сеанс пронзительной аускультации в любой холодной комнате, а еще приходится поднять наконец пачку бумаги с немецким текстом - все, что остается после выставки и разобрать ее. Поскольку у меня почти не осталось сформулированного и внятного впечатления именно от биеннале, текст будет отталкиваться от картинок и бумажек. Я не буду скрывать, что апрель подходил к концу и это было печальное и счастливое время. От поэтической странички воздержимся, к тому же тетрадь с этими страничками затерялась, а искать я ее не могу набраться сил.
Не смотря на то, что по плану собравшаяся ехать в Берлин компания должна была занять 2 квартиры, в этом замечательном городе оказалась одна я, на пять, кажется, таких же замечательных дней. думаю, люди любят уезжать на расстояния из-за складывающейся на нем н е д о с т у п н о с т и (да, как Сатурн). из-за нее лучше мечтается и сожалеется (что видишь то, что видишь только один, что знаешь то, что знаешь только один), но все равно вдыхается и выдыхается дальше, понимается смешная самонедостаточность и печет солнце.
Так что настроение было поэтическое, а характер биеннале скорее должен был переносить в эпоху бури и натиска - не совпадали наши настроения и от того родился гениальный, по-моему, мой афоризм: от биеннале хочется спрятаться в настоящий музей. С другой стороны, любовь и голод правят миром - так что лучшего сочетания и не найти.
и еще одно...может и не стоит рассуждать теперь, поздно ли пишу и уже и поздно писать, но "Э!" - скажем мы с Петром Ивановичем и будем уповать на то, что и через время, прокатанное на велосипеде от вечера до утра летом, дней тех не смолкнет слава...
Сперва коротко посмотрим на предыдущие 6
Идея проведения биеннале в Германии возникла в рамках Венецианской биеннале в 1995 году после инициированного в 1981 году форума молодого современного искусства aperto. Исходя из локации, первая ББ была международной выставкой, которая пыталась описать ведущиеся в городе дискурсы и предоставить презентационную платформу международным художникам.
Кураторы ББ №1 - Клаус Бисенбах + Ханс Ульрих Обрист + Ненси Спектор
"первая берлинская биеннале современного искусства отталкивалась от идеи междисциплинарного характера: репрезентация многослойности современной культуры, что определило ее выставочную форму - форум для художников, архитекторов, дизайнеров, литераторов, музыкантов, хореографов, а также представителей модной, кино и театральной индустрий.
Отправной точкой для команды кураторов было восприятие самого Берлина как города с гибридным культурным ландшафтом и его, пропагандируемой через СМИ, роли культурной столицы - витрины многогранной актуальной художественной продукции".
обложка каталога |
Более 70 международных живущих или временно находящихся в Берлине художника показали в течение 3 месяцев свои работы, сделанные специально для выставки.
Выставочные площадки: KW - Институты современного искусства (Августштрассе), руины Академии искусств (Паризер Платц) и здание бывшего почтового министерства (Ораниенбургерштрассе). За 14 лет остались основными.
ВОТ ТРИ, НАУГАД ВЫБРАННЫЕ РАБОТЫ, ПОСМОТРИМ, О ЧЕМ ДУМАЛИ ХУДОЖНИКИ:
Thomas Hirschhorn Installationsansicht 1. Berlin Biennale Foto: András Siebold, 1998 |
Dominique Gonzalez-Förster Installationsansicht 1. Berlin Biennale Foto: András Siebold, 1998 |
Олафур Элиассон Стипендия для политиков |
Концепция ББ: презентация художественных размышлений о стране + "рекламная" вывеска города, принимающего гостей. Экономические компоненты туристической индустрии, высокая посещаемости и легитимность - движущие силы для реализации выставки подобного рода - тренд, развившийся дальше на биеннале в Сиднее, Тайбее, Кванджу, Йоханисбурге, Лионе и лежащий в основе манифесты. Еще не так далеко год 1989, в котором произошло объединение Германии и перенос правительства в Берлин: время многочисленных ожиданий и проектов об урбанистическом обновлении и "культурной столице", чем объясняется акцентуация вышеназванного хайпа.
Концепирование биеннале для Берлина оказалось не простым вызовом для кураторов: с самого начала было ясно, что выставка такого рода - еще и коммерческое мероприятие, коим вряд ли получится прикрыть национальный жест. Не смотря на это, Берлин предлагает справится со множеством вызовов, показывая себя городом в переломном моменте, будто это проекция по ту сторону реальности. Но как будущая столица он форсирует экономическое, социальное и культурное развитие - но какой ценой? Сколько прошлого должно быть стерто, сколько улиц и площадей - переименованы, сколько людей должно переселиться, чтобы сбылась эта мечта? Здесь как метастазы множатся противоречия. В то время как везде говорят о будущем, а Потсдамерская площадь усеяна кранами искусство обнажает городскому обновлению глубоко лежащую веру в прусское прошлое. ББ - ответ на парадоксальную ситуацию, проявляющий темпоральный характер города, смотрящего вперед с помощью стирания прошлого. ББ - не статично сконцепированная выставка, акуратно упакованная как туристический товар, она - попытка рефлексии перспективной природы преобладающего современного искусства. Она анти - футуристична и анти - ностальгична.
Комментарии
Отправить комментарий